Дорогие Ангелы!
Не так давно отпраздновал свой 20-летний юбилей Центр лечебной педагогики (ЦЛП) в Москве. Центр является негосударственной некоммерческой благотворительной общественной организацией.
Сайт Центра:
http://www.ccp.org.ru.
Почему так назвали Центр?
Лечебная педагогика - это педагогика, которая помогает ребенку развиваться, сохраняя его здоровье. Лечебная педагогика делает процесс обучения полезным и исцеляющим не только для особых, но и для здоровых детей. Нельзя просто лечить ребенка, отрывая его от процесса воспитания и обучения. Точно так же нельзя обучать ребенка, не заботясь о возможных травмирующих последствиях педагогического воздействия. Лечение должно служить развитию, а обучение — стать целебным. Для детей с нарушениями развития это особенно важно. Это было положено в основу ЦЛП.
История Центра началась более 20 лет назад с помощи детям, которых государство официально считало необучаемыми и которым негде было найти поддержку. Их просто предлагали сдать в интернат, а себе родить другого. Родители с этим не согласились, а объединились со специалистами при детской психоневрологической больнице № 6 и создали центр как альтернативу больницам и психоневрологическим интернатам, где многие дети, не получая помощи, любви и поддержки, не доживают до совершеннолетия.
Поэтому с самого основания Центра сюда приходили семьи, которым больше некуда было обратиться за помощью: от многих детей со сложными диагнозами отказалась официальная медицина и педагогика, поставив на них штамп «необучаем» и фактически лишив детей и их родителей будущего.
В Центре работают в первую очередь с ребенком, а не с диагнозом. Каждому ребенку сотрудники Центра помогают максимально реализовать свой внутренний потенциал, cтать самостоятельным и найти свою дорогу в жизни. А это значит радоваться общению со сверстниками и взрослыми, ходить в детский сад и школу, получить интересную профессию, а не провести всю жизнь взаперти дома или в интернате.
Цель Центра — создать полноценный маршрут для людей с особенностями развития к взрослой достойной жизни.
Принципы работы Центра:
Каждый ребенок — личность
В Центре с уважением относятся к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Каждый человек — прежде всего личность, обладающая неповторимыми способностями и талантами.
Семейное воспитание
Каждому ребенку необходима семья, атмосфера любви и заботы. В Центре помогают не только ребенку, но и его родителям: именно сочетание правильного воспитания в кругу родных и помощи специалистов дает наилучший результат.
Необучаемых не бывает
Детям с нарушениями развития необходимо учиться! Чем тяжелее состояние ребенка, тем больше ему необходимо учиться и развиваться. Регулярные занятия с педагогами и психологами нередко оказываются эффективнее лекарств. Однако медицинское наблюдение играет важную сопровождающую роль в развивающей работе с ребенком.
Всесторонняя помощь
Одна из инновационных особенностей методики Центра состоит в согласованной работе команды педагогов, психологов, врачей: такая комплексная помощь ребенку гораздо действеннее работы отдельных специалистов.
Социализация и интеграция в обществе
Для всестороннего развития детям необходимо общаться со сверстниками и взрослыми: через теплоту человеческих отношений они открывают себя этому миру и друг другу. Мы стремимся к тому, чтобы дети с разными возможностями жили и взаимодействовали в едином социуме, чтобы каждый из них мог максимально реализовать себя, раскрыть свои способности и таланты.
Личный маршрут к достойной жизни
Для особого ребенка недостаточно развивающих занятий и лечения. Для каждого необходимо создать непрерывный маршрут обучения и интеграции в обществе, чтобы раскрыть его социальный и познавательный потенциал. Для этого в тесном сотрудничестве с государством необходимо создавать центры лечебной педагогики, обучать специалистов современным методам работы с детьми, издавать книги, открывать интегративные детские сады и школы, помогать подросткам овладевать профессией, создавать для них рабочие места.
Результаты работы:
За два десятка лет своей работы Центр значительно расширил сложившиеся в России представления о возможностях реабилитации и интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития. Большинство детей после пройденного в Центре курса поступают в обычные школы или вспомогательные образовательные учреждения, другие занимаются в средних учебных заведениях по индивидуальным программам.
За годы работы Центра разные виды помощи получили более 9000 семей, имеющих детей с нарушениями развития. Ежегодно в Центре помогают в среднем более 700 семьям. На протяжении учебного года в групповых программах разной длительности ежемесячно занимается около 200 ребят и еще около 50 детей и подростков проходят обследование специалистов Центра.
Многие эксперты называют Центр действующей моделью службы всесторонней помощи детям с нарушениями развития. Благодаря многолетнему распространению опыта лечебной педагогики, проведению более полусотни семинаров и мастер-классов, тренингов и консультаций мы помогли созданию подобных центров в десятках регионов России. За это время установлен профессиональный диалог и поддерживаются рабочие контакты с более чем 800 реабилитационными организациями по всей стране.
Центр успешно реализует программы социальной адаптации и интеграции детей с особенностями развития среди обычных сверстников. Так, Центром созданы первые в России интегративные детские сады и интегративные школы, мастерские профессиональной подготовки для молодых людей с нарушениями развития. Совместно с муниципальными властями продолжается создание новых образовательных учреждений, где смогут обучаться дети и молодые люди с самыми разными проблемами. Ведется научная и издательская деятельность. Создана служба психологической и юридической поддержки семей с особыми детьми. Разрабатываются законопроекты и поддерживаются частные инициативы.
Издано более 40 книг о последних достижениях в сферах реабилитации, образования и реализации прав особого ребенка.
Отзывы родителей, чьи дети учатся в Центре:
Светлана Бейлезон, мама Юры:
"Почему-то оттуда нас сразу не прогнали. А после первого занятия сотрудница Центра (врач? педагог? психолог? — я тогда понятия не имела, в чем их различие) подошла ко мне, села рядом, заглянула в глаза, спросила: а какая ваша самая тяжелая проблема? От неожиданности я заплакала и ответила: мы никому не нужны. И она сказала: не плачьте, вы нам нужны, всю жизнь будете нужны. Хоть до 18 лет! Тогда казалось: до 18 — это навечно. В Центре моего мальчика учили читать, писать, лепить из глины, считать, рисовать, общаться, ходить в походы. Учили дружить, радоваться, замечать другого человека рядом с собой и помогать: взаимодействовать. Учили верить людям и не бояться. Мы уходили из Центра лечебной педагогики, когда для нас не было там подходящей «ниши». С радостью и надеждой возвращались, когда стараниями педагогов для нас эта ниша в Центре опять находилась.
Андрей Тевкин, папа Вари:
"Я несказанно благодарен людям, которые в тот момент, когда я понял тщету попыток «вылечить», не дали мне соскользнуть в отчаяние и показали другой выход — научиться Жить самим и научить Жить своего ребенка. Научиться не переживать его «ущербность», не стесняться его «некрасивости», не думать о нем как о вечной обузе, и делать, делать все, что по силам нашим, чтобы ребенок смог быть среди людей и не считать себя менее полноценным, чем окружающие. Главное, что я почерпнул в ЦЛП, — это понимание того, что мой ребенок может быть счастлив и в моих силах помочь ему".
Марина Иванова, мама Маши:
"Потом мы оказались в Центре лечебной педагогики, 1996 год, по-моему. Какой была я?! Какой была Маша, крепко связанная со мной невидимой пуповиной?! Я пыталась маскироваться, на это уходили все оставшиеся силы, отчаяние, чувство пронзительной вины перед Машей за такие страдания, ощущение собственной ущербности от того, что Маша глубокий инвалид и у нас нет будущего.
А Маше все время было страшно, даже просто сидеть на полу, даже на моих руках перемещаться в другую комнату. Теперь я понимаю, что ей было страшно еще и потому, что очень страшно было мне. И она то неутешно плакала, то механически смеялась. Чтобы не чувствовать. Мне тоже хотелось не чувствовать в тот момент ничего хоть на какое-то время... Но благотворный шок меня настиг. Авторство шока принадлежит всем людям, которых я встретила в Центре лечебной педагогики. Не обманешь измученное сердце матери. Люди подходили к Маше. Брали на руки. Носили ее. Были с ней. Общались — то так, то по-другому. Советовались. Пели ей песни. И... любили ее. Они полюбили ее... Вот так, сразу.
Я не верила себе. Я не верила, что так бывает. Они — посторонние, чужие люди. И вдруг не то чтобы профессионально, а в первую очередь лично заинтересованы в том, чтобы понять страдания Маши. Помочь ей. И вот с этого момента началось формирование позитивного образа ребенка. Обычно матерей не выслушивают. Они говорят все одно и то же. Когда эти люди слушали, я поняла что для них важно все. Это было впервые с момента появления в мир этой смелой Божественной гипотезы по имени Маша Иванова. Под влиянием участия и внимания, всестороннего разговора о проблемах Маши, не зацикленности на утверждении диагноза, а простого и искреннего поиска — а где же у Маши кнопка? — я вдруг дала себе неплохую оценку. Показалась вовлеченной в научный творческий поиск. Ведь по этой дороге, может быть, еще никто не ходил... Я приехала домой другим человеком. Я хорошо это помню. Меня еще близкие спросили: что они там с ней делали? А я ответила: «Любили». Все подумали, что я шучу".
Текущие проекты:
(более подробно я осветила только некоторые из них, с остальными вы можете познакомиться на сайте Центра)
Деятельность
— Лечебно-педагогическое направление
— Детские программы
— Родительские программы
— Ресурсное направление:
- Издательские программы
— Информационные программы:
В качестве коммуникационной площадки в 2005 году был создан интернет-портал «Особое детство». Здесь можно найти материалы по лечебно-педагогической тематике, получить консультации юристов и специалистов, узнать о правах особого ребенка на реабилитацию и образование и нюансах их реализации.
На сайте представлен объемный блок правовой информации по проблемам особого детства, обзор книжных новинок, каталог почти 250 организаций, помогающих детям со всей России; активно работает форум, насчитывающий более 700 постоянных участников.
— Исследовательские программы
— Образовательные программы
— Общественное направление
— Интегративные программы:
Человек общающийся
Интеграция в обществе — это такой естественный для человека процесс, что он о нем даже не задумывается. Вы помните, как учились есть и ходить? А комфортно ощущать себя с другими людьми, правильно вести себя в обществе? Дело в том, что социализация происходит у человека незаметно, сама по себе в кругу семьи, в общении со сверстниками во дворе, в детском саду, школе — она продолжается всю жизнь. Человек по природе своей социален, общение для него естественная потребность и необходимое условие для развития.
Но для особых детей общение — это зачастую сложная задача, решение которой требует больших усилий, помощи специалистов и родителей, а, главное, терпеливого отношения общества. Нередко помимо отсутствия внутренних механизмов интеграции особый ребенок и его семья встречаются с неготовностью социума, который порою ведет себя еще более аутично, чем сами особые дети, отказываясь или просто не замечая иных потребностей таких детей. Социализация особого ребенка — это плавный, поэтапный переход из одной развивающей среды в другую: от занятий в мини-группах к занятиям в группах общения, от привычной среды реабилитационного центра к интегративному лагерю и детскому саду, от детского сада к интегративной или обычной школе, а затем к колледжу или профессиональным мастерским.
Идеал, к которому стремится Центр и который в развитых странах уже является нормой, — это проработанный маршрут, развитая инфраструктура особого детства, когда родители ребенка с нарушениями развития уже не обречены от безысходности отдавать своих детей в интернаты, потому что их дети могут реализовать себя в обществе и жить достойно.
Летний интегративный лагерь на Валдае
Сюда приезжают семьи особых детей, сотрудников Центра, волонтеры из разных стран. Ребята совмещают отдых на природе с развивающими занятиями и общением со сверстниками, а их родители получают необходимую поддержку.
Интегративные столярные мастерские
Наши питомцы подросли. Некоторые из них смогли получить профессию и устроиться на работу. Другие, в силу серьезнейших нарушений в развитии, никогда не смогут найти работу самостоятельно и трудиться на предприятиях, на которых не созданы специальные условия для них. Без таких предприятий эти люди, обречены на жизнь в четырех стенах и постепенную деградацию.
Мы — родители детей с проблемами в развитии и специалисты «Центра лечебной педагогики» решили, что нам очень дорого то время и силы, которые мы вложили в обучение и социальную адаптацию наших питомцев, и мы не можем бросить их на произвол судьбы. Мы создали производственную мастерскую, в которой любой человек вне зависимости от тяжести нарушений развития сможет найти применение своим знаниям и навыкам.
В этой мастерской мы производим вполне конкурентоспособные изделия, которые хочется приобретать не только потому, что они сделаны людьми с инвалидностью.
Надеемся, что наша продукция понравится Вам и Вы поддержите мастерскую своими заказами. Мы уверены, что наш опыт будет успешным и вдохновит многих неравнодушных людей на создание подобных предприятий.
Андрей Тевкин, Руководитель интегративной столярной мастерской
Фотографии изделий столярной мастерской
Каталог изделий столярной мастерской (файл pdf, 11 МБ)
вы можете посмотреть здесь:
http://www.ccp.org.ru/activity/list.php?SECTION_ID=23&IBLOCK_ID=18 Социальная деревня
И, пожалуй, самый глобальный и смелый проект Центра — это создание места для проживания подростков и молодых людей с особенностями развития. Такие центры, где взрослые с нарушениями развития живут и работают самостоятельно при поддержке специалистов, за рубежом являются обычной практикой. В настоящее время ЦЛП работает над созданием такого центра. Получена в дар земля в Волоколамском районе Московской области, создан архитектурный план и строительство. Впереди еще очень много работы.
На ярмарке «Волшебный город» 27 ноября 2008 года прошла презентация архитектурного проекта «Социальная деревня для людей с нарушениями развития», концепцию которой представила архитектурная мастерская «Сергей Киселев и партнеры». Руководитель группы разработчиков — Андрей Никифоров.
— Правозащитные программы.
О своей волонтерской работе в Центре лечебной педагогики я расскажу в отдельной теме. В отдельную тему вынесу и фотографии того, что способны сделать своими руками воспитанники Центра.
А здесь вы можете услышать о работе центра от сотрудницы ЦЛП Екатерины Лебедевой. Интервью приурочено к юбилею:
http://www.ccp.org.ru/activity/list.php?SECTION_ID=23&IBLOCK_ID=18 Благо-Дарю за внимание.
Ханания.